- Фантазия
-
ФАНТА́ЗИЯ — инструмент. пьеса, иногда романс или хор в своеобразной, отклоняющейся от устоявшихся структурных типов форме, либо с необычной, причудливой образностью. Ф. относится к наиб. старым инструмент. жанрам, сохранившимся в совр. композиторской практике. Зародилась в нач. 16 в. в Испании и Италии в творчестве лютнистов (Л. Милан, Ф. да Милано). Среди первых авторов Ф. в России в нач. 19 в. — И. В. Геслер (для фп.) и М. Т. Высоцкий (для гитары). Вокальные Ф. принадлежат М. И. Глинке. Ф. для фп. сочиняли А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов, А. И. Скрябин, Б. В. Асафьев, С. М. Слонимский. А. К. Глазунов создал Ф. для 2-х фп. и для органа, В. Ф. Одоевский — "Перезвон" для фп. в 4 руки и органа. С эстетикой романтизма связана программная Ф. для симфонич. оркестра — специфич. рус. разновидность жанра, представленная в творчестве А. К. Лядова ("Баба-Яга"), А. Г. Рубинштейна ("Героическая Ф."), П. И. Чайковского ("Буря", "Франческа да Римини"), Глазунова ("Лес", "Море", "От мрака к свету"), Рахманинова ("Утес"), И. Ф. Стравинского ("Фейерверк"). В 19—20 вв. Ф. нередко соединяется с др. инструмент. жанрами: форте пианной сонатой (№ 14 "Лунная" Л. Бетховена — "наподобие Ф.", Соната-Ф. Скрябина, Соната фа диез минор Н. К. Метнера), ансамблевой сонатой (Соната-Ф. для струнного квартета М. Ф. Гнесина или для виолончели и фп. Ю. Г. Крейна), симфонией ("Фантастическая" Г. Берлиоза, Симфония-Ф. для оркестра нар. инструментов Р. М. Глиэра), увертюрой ("Ромео и Джульетта" и "Гамлет" Чайковского), танцевальными и импровизационными сочинениями (Вальс-Ф. для оркестра Глинки, Ф.-экспромт и Полонез-Ф. для фп. Ф. Шопена), сюитой (Ф. "Бал" для фп. А. Г. Рубинштейна), концертом (Ф. для виолончели с оркестром А. Т. Гречанинова).
Одна из частей (чаще вступительная) инструмент, цикла, отличающаяся импровизационностью, причудливостью смен настроения, риторико-драматич. патетикой. В 17—18 вв. Ф., подобно прелюдии, открывала сюиту, предшествовала фуге (Бах) и сонате (Моцарт). Ф. может присутствовать в сонате (для скрипки и фп. К. А. Караева, финал), концерте (для органа Ю. Юзелюнаса).
Инструмент, или — реже — хоровой, инструмент.-хоровой жанр, основанный на свободной обработке заимствованных тем и преимуществ, вариационном развитии. Используются темы народные, принадлежащие другим композиторам, собств. из других сочинений (2 Концертные Ф. для фп. А. Л. Гурилева — на темы из опер "Лукреция Борджиа" Г. Доницетти и "Жизнь за царя" Глинки, Ф. "Воспоминание об опере “Жизнь за Царя” Глинки" для фп. в 4 руки Балакирева, Ф. на мотив И. Н. Гуммеля дляфп. А. П. Бородина). Ф. назывались хоральные обработки (С. Шейдт, И. С. Бах — для органа). В 19 в. Ф. сблизилась с рапсодией, парафразой (Ф. на темы рус. нар. песен для фп. А. Г. Рубинштейна). Для рус. музыки характерны Ф. для оркестра: Ф. на темы двух рус. песен "Камаринская" Глинки, большая Ф. на рус. нац. напевы (для фп. с оркестром) Балакирева, "Чухонская Ф." Даргомыжского, "Ф. на рус. темы" (с солирующей скрипкой) и "Сербская Ф." Н. А. Римского-Корсакова, "Ф. на тему Рябинина" (с солирующим фп.) А. С. Аренского, "Русская Ф." Глазунова, "Русская Ф." А. И. Хачатуряна. Для флейты и арфы предназначена Ф. "Башкирия" Гречанинова; Г. И. Ломакин создал Ф. на рус. нар. песни для хора, а К. Н. Лядов — Ф. на рус. тему для хора и оркестра.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.